Психология менеджмента
В 20-е годы прошлого века, когда только наметились тенденции грядущей «великой депрессии», производство стало сокращаться, а прибыль уменьшалась, въедливые американские ученые задумались о проблемах управления людьми...
Они вывели достаточно прозрачную зависимость производительности труда от личностных взаимоотношений внутри фирмы. Вывод ученых был однозначен: эффективность менеджмента зависит от личной мотивации работников фирмы.
Проще говоря, менеджмент повернулся лицом к человеку и стал изучать совместную групповую деятельность людей. Основным капиталом фирмы были признаны ее работники.
Конечно, в финансовых отчетах по-прежнему фигурировали цифры по характеристике финансовых мощностей, объемов производства и продаж.
Но все больше внимания уделялось человеческому фактору: квалификационным и личностным характеристикам, отношению к фирме, степенью социальной защищенности на фирме, уверенностью в будущем и т.д.
Впервые в типовой контракт закладываются отношения партнерства: человек и фирма вступают во взаимоотношения и имеют некие ожидания на будущее. Впервые менеджмент заговорил не о человеке вообще, а о конкретной личности, с ее индивидуальными характеристиками.
В обязанности менеджера по персоналу вошло требование анализировать отношение наемного рабочего к фирме, к своим обязанностям, изучать их потребности и мотивы. В уставы многих предприятий вошел пункт о том, что работники фирмы – стратегический резерв предприятия.
Хотя всем было понятно, что дело совсем не в декларациях. Человеческий ресурс становился капиталом, а человеческий фактор при плохом менеджменте – фактором риска.
Основным требованием к менеджменту стало правило рассматривать каждого работника, во-первых, как индивида со своими личностными характеристиками, во-вторых, как специалиста, которому фирма предоставляет возможность реализовать свои карьерные чаяния.
Реальность была такова, что производство катастрофически сокращалось, а роль человеческого фактора неуклонно возрастало.
Отдадим должное американскому менеджменту, который в условиях «великой депрессии» настаивал на переходе отношений в области «администрация – работники» на плоскость партнерства и сотрудничества.
Такая школа менеджмента, в отличие от старой, классической, стала называться неоклассической школой. Основным тезисом последователей этой школы стал следующий: если высший менеджмент хочет повысить производительность труда и увеличить рентабельность, он должен заботиться о своих работниках, повышать их удовлетворенность. Иначе без работы окажутся все. А сверху-то падать больнее...