Что необходимо знать о менеджменте?
Что необходимо знать о менеджменте? В ходе организации и планирования работы руководитель предприятия, прежде всего, ставит цели, которые организация должна достигнуть за какой-либо период времени...
Он так же определяет обязанности сотрудников предприятия в выполнении поставленной задачи. Правильно расставленные акценты дают возможность лидеру координировать процесс выполнения и активизировать все потенциальные возможности. Для того чтобы успешно руководить людьми и повышать эффективность труда, руководители прибегают к помощи мотиваций.
Мотивация – процесс побуждения человека к активности для реализации личных целей и целей предприятия. На сегодняшний день теории мотивации подразделяются на следующие категории: процессуальные и содержательные теории.
Процессуальные теории основываются на поведении людей с учетом их познания и восприятия.
Наиболее распространенными теориями считаются такие как: теория справедливости, теория ожидания, мотивация по модели Портера-Лоулера.
Основная мысль содержательных теорий заключается в определении внутренних побуждений или потребностей.
Именно они заставляют человека действовать определенным образом. В этом направлении работали Абpaxaм Мacлoy, Фpeдepик Гepцбepг и Дэвид Мaк Клeллaнд.
Эти теории мотивации являются не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Теории мотивации развивались эволюционно и сейчас они применяются для нахождения способов побуждения человека к эффективной трудовой деятельности.
Для того чтобы лучше разобраться с основным смыслом теории процессуальной и содержательной мотивации, нужно уяснить смысл таких понятий, как вознаграждение и потребность.
Потребность есть не что иное, как ощущение индивидуумом нехватки чего-либо. До сегодняшнего момента нет ни единой общепринятой идентификации потребностей.
Их можно разделять на два класса: первичные и вторичные. Первичные потребности еще называют физиологическими. Сюда относятся все врожденные потребности: потребность в дыхании, пище, воде, сне и так далее.
Вторичные же потребности имеют психологические источники. К ним можно отнести потребности в уважении, успехе, власти, в принадлежности к определенной группе людей.
Вознаграждение в понятии мотивации подразумевает нечто более широкое, чем просто материальные блага или удовольствие. В данном случае под определением «вознаграждение» имеется в виду нечто такое, что человек считает для себя ценным.
Но в связи с тем, что каждый человек имеет различные ценности, то и оценка вознаграждения будет неодинаковой. Уже сам процесс работы дает человеку внутреннее вознаграждение в виде достижения хороших результатов, значимости проделанной работы и роста самоуважения.
В виде внутреннего вознаграждения могут так же рассматриваться теплые отношения, которые возникают между коллегами в ходе выполнения работы. Самым простым способом достижения такого вознаграждения может явиться обеспечение хороших условий работы и четкая расстановка целей.
Если же говорить о внешнем вознаграждении, то оно равнозначно понятию «поощрение». Иными словами это как раз то самое вознаграждение (премирование), которое выделяется самой компанией.
Конкретным примером такого вознаграждения можно считать заработную плату, начисление льгот и пособий, движение по карьерной лестнице, служебный статус, наличие собственного кабинета и служебного автомобиля, признание, дополнительный отпуск и многие другие поощрения.
Для того чтобы эффективно использовать внутреннее и внешнее вознаграждение, нужно с особой тщательностью определить потребности работников в каждом конкретном предприятии...